Хочешь танцевать — танцуй!

Студия латиноамериканских танцев DLS, Новосибирск

8-903-903-5594

Что же это за танец - сальса?

Виктор Радзюн,
Создатель и постоянный обозреватель сайта www.mambotribe.org,
победитель (в паре с Натальей Михальчук) конкурса сальсы на I Международном сальса-конгрессе в Санкт-Петербурге; организатор и инструктор семинаров по сальсе в Минске (Белоруссия) и Киеве (Украина)

Надеюсь, тем, кто уже успел посмотреть «Грязные танцы», «Танцуй со мной» или «Сальсу», нет смысла рассказывать как выглядит танец сальса: уверен, они уже собираются на занятия танцевальной школы или бегут на латиноамериканскую дискотеку. Для тех же, кто пока не очень хорошо представляет себе, о чём идёт речь, я позволю себе рассказать о сальсе поподробнее. И расскажу на своём собственном примере.

Если бы кто-то сказал мне лет 10 назад, что я увлекусь танцами, да не просто, а буквально так, чтобы «накрыло с головой», — я, скорее всего, просто над этим посмеялся. Танцы, спору нет, дело хорошее, только несерьёзно всё это как-то... да и вообще, не мужское это дело. Впрочем, тут сразу следует оговориться: например, спортивные бальные танцы — дело, без сомнения, заслуживающее уважения. Только вот беда: когда смотришь на эти соревнования — понимаешь: этим, как и любым другим видом спорта, нужно заниматься с детства, это не для простых людей, таких как вы или я.
Поэтому летом 1999 года, когда одна знакомая настойчиво пыталась затащить меня на, как она мне объяснила, латиноамериканскую дискотеку (что это ещё за зверь такой «латиноамериканская дискотека»?!), я активно сопротивлялся. Из дискотечного возраста я уже вышел (как мне казалось), а латиноамериканские танцы я представлял себе только по бальной программе. Но знакомая оказалась настойчивой, и к октябрю я сдался: схожу уж на эту самую сальсу, от одного раза меня не убудет...

Кстати, а что такое сальса?
Что такое «сальса» и с чем её едят?
Определить сальсу одним словом довольно трудно: попробуйте сами в двух словах рассказать о музыке и танце. Хотя сами латиноамериканцы это попытались сделать уже в самом названии: дело в том, что «сальса» [salsa] по-испански — это «соус», вещь, олицетворяющая для латинов всяческую смесь (хорошо, что название придумывали не у нас: в России сальсу непременно обозвали бы винегретом).
Всё началось в конце 60-х годов в нью-йоркском Гарлеме, районе, который ассоциируется в нашем сознании с негритянской музыкой и джазом. Однако именно этот район Нью-Йорка и населявшие его латиноамериканцы (преимущественно — кубинцы и пуэрториканцы) сыграли огромную роль в становлении и распространении современной латинской музыки, в частности, того явления, которое ныне известно под названием «сальса». Латиноамериканцы, только перебравшиеся в Штаты, отдавали предпочтение родной музыке. Однако их детям, родившимся уже в Нью-Йорке, было «тесно» в рамках традиционной латиноамериканской культуры: они росли, слушая как музыку Латинской Америки, так и североамериканский джаз. Одним из результатов такого смешения стало мамбо, стремительно вошедшее в моду в 50-е годы. Сальса родилась несколько позже, как единый стиль же она сложилась в 80-е. Но если мода на мамбо прошла, то сальса продолжает оставаться популярной во всём мире и по сей день.

Первый опыт
Итак, вернёмся к моему первому опыту в сальсе. Представьте себе: Петербург, середина октября, дождь, слякоть, темно и серо. Мы идём в клуб «Мама», который известен мне как «гнездо» рейверов. За железной дверью клуба оказывается тёмный коридор бурого кирпича и лестница наверх, потолок выкрашен чёрным. Впечатление, мягко говоря, мрачное...
Поднимаемся наверх: играет громкая музыка, удивительно радостная и яркая, народу полно, и на рейверов они совершенно не похожи. Молодые люди, средний возраст которых лет 25, танцуют парами, при этом не «на публику», как в бальных танцах — несколько вычурно и театрально, а наоборот — естественно, словно играя, явно получая от всего этого удовольствие. При этом девушки, как и положено, выглядят женственно, а ребята — мужественно. Все удивительно доброжелательны, сразу же находятся люди, готовые — здесь и сейчас — научить меня танцевать. И всё же основное — это естественность: и в одежде (забудьте про бальные костюмы), и в отношениях между людьми.
...С тех пор прошло много лет, я учился сальсе и танцевал её в моём родном Петербурге, затем по работе переехал в Москву, ездил в Белоруссию и на Украину, в Финляндию, Швецию, Латвию — и везде встречал людей, как и я «больных» сальсой, всегда готовых поддержать и помочь в трудную минуту.
Секрет её успеха
Так в самом деле, в чём же секрет популярности сальсы? Размышляя на данную тему, я нашёл тому несколько объяснений.
Причина первая удивительно банальна: людям нечем себя занять в свободное время. Предвидя возражения, объясню свою мысль. Кто-то после работы идёт в спортивный зал, кто-то — в театры, кто-то — просто встречается с друзьями. Сальса же до некоторой степени объединяет все эти вещи воедино: это и физическое развитие, и духовное; в конце концов, сальса — это просто отличная компания. Отправляясь на латинскую дискотеку, вы можете быть уверены, что, в отличие от дискотеки обычной, не «схлопочете», потанцевав с чужой девушкой; девушки же в свою очередь гарантированы от назойливых приставаний не в меру пылких поклонников. Здесь попутно стоит упомянуть и о том, что танцевать сальсу на нетрезвую голову весьма затруднительно: этот танец требует хорошей координации движений и ясной головы. Поэтому пьяных на сальса-дискотеках обычно не бывает.

Вторая причина — это доступность сальсы. В этом — коренное отличие её от бальных танцев. Все мы любим смотреть эти выступления, при этом понимая, что танцевать так сами не будем никогда. А потому — лучше уж и не пытаться. Сальса же — танец для всех, и овладеть ею может каждый (хотя, конечно, если вы хотите танцевать хорошо, попотеть придётся, особенно на первых порах).

Третьей причиной я бы назвал склонность людей к танцам. Как известно, народные танцы занимают большое место в культуре каждого народа. Однако на каком-то этапе развития общества эти танцы отмирают как несовременные, не могущие удовлетворять потребностям людей. Феномен же латиноамериканской культуры состоит в том, что она довольно молода, но развитие её происходит в современных условиях. Она органично впитывает в себя как архаичные песни и танцы индейцев, африканцев, старинную испанскую музыку, так и джаз, рок, регги и даже рэп. Сальсу часто называют «социальным», общественным танцем, но я бы определил её как современный народный танец, что, как мне кажется, более точно отражает суть.

От народности сальсы прямой путь к её естественности. Сальса очень органична, её движения не терпят вычурности и излишней чувственности, свойственных сценическим танцам. На дискотеке такая постановка танца смотрелась бы просто смешно.

При всей кажущейся простоте сальсы, это в первую очередь парный танец. Сальсы «в одиночку» не существует (хотя в этом танце имеются и сольные элементы). «Роли» в паре чётко установлены: партнёр всегда ведёт, определяя движение пары; партнёрша — «ведётся», следуя за ним. В сальсе особенно чётко проявляются основные черты, свойственные каждому из полов: мужчина должен быть решительным, сильным, умным; женщина — проницательной, изящной и женственной, иногда — своенравной.

Сальса красива и разнообразна. Это относится в равной степени и к самому танцу, и к музыке. Музыка сальсы может быть бесшабашно весёлой, а может и меланхоличной, почти печальной. Сальса постоянно развивается, впитывая в себя всё новые музыкальные и танцевальные веяния. К настоящему времени в ней сложилось три основных танцевальных стиля: кубинский (у нас его чаще называют «касино»), нью-йоркский и лос-анжелесский.

И, наконец, последнее. Люди, занимающиеся сальсой, очень приветливы и терпимы, всегда рады помочь другим и, в силу этого, — успешны в повседневной жизни. Почему так получается? Во-первых, благодаря парности сальсы мы начинаем лучше чувствовать друг друга, учимся взаимодействию. Кроме того, в сальсе нет «привязки» к паре, как в спортивных бальных танцах. Все танцуют со всеми, а это заставляет постоянно приноравливаться к разным людям, находить с ними общий язык, быть уверенным в себе, не унижая, однако, других. Во-вторых, и это давно отмечено, люди, интересующиеся чужой культурой (в данном случае — латиноамериканской), обладают большим кругозором и восприимчивостью ко всему новому.

Возврат к списку